?

Log in

No account? Create an account
Состаривание фотографий – как сделать отпечаток начала XX века в домашних условиях. - Писанина VancheZ'a [entries|archive|friends|userinfo]
VancheZ

[ Профаил | Глянуть ]
[ Древняк | Глянуть ]

Состаривание фотографий – как сделать отпечаток начала XX века в домашних условиях. [фев. 1, 2010|06:06 pm]
VancheZ



Внимание: все ниже описанное для тех, у кого руки растут ИЗ ПЛЕЧ за чужие загубленные принтеры, грязные кухни, ванные комнаты и прочее – не отвечаю.

Как-то давно в доме появились вот такие фотографии: 
 


Это наши броненосцы начала XX века. Современные отпечатки, якобы, сделанные со старых негативов (я в это не верю :) – смотрится очень эффектно: придает какой-то военно-морской антураж в стиле кают-компании корабля, что греет душу моремана.

Захотелось расширить импровизированную домашнюю фото-выставку. Что для этого надо? На всяких богемных арт-салонах за отпечатки со старых негативов хотят от 10 тысяч рублей, что я считаю разводом лохов на бабки (верхние фотографии достались практически даром). Так что первая задача: найти хорошую четкую фотографию в высоком разрешении, к примеру, фотография кильватерной колонны кораблей балтийского флота aka «ночной кошмар адмирала Того»: «Цесаревич», «Слава», «Император Павел I», «Андрей Первозванный» с крейсерами (вроде там виднеется «Громобой» и Ко). Снимок сделан до Великой войны, но позже 1912 года. 
 

Фотография очень красивая, напоминает кадры из кинохроники с участием дредноутов Гранд флита. В идеале использовать негатив, но их даже докторам исторических наук с опаской выдают :)

Естественно, если просто опечатать эту фотографию, то мы получим свежий отпечаток на самой обычной плотной бумаге: примерно такой:
 


А хочется именно антуражную фотографию на старой бумаге. Найти сейчас старую бумагу можно, но сложно. Можно состарить изображение в фотошопе, но получится не то: будет сразу видно, что это какой-то полуцветный отпечаток на, типа, старой бумаге без каких-либо повреждений, что бывает крайне редко. Дорогая тонированная бумага и химические методы печати в этот раз не наш метод.

Я решил просто состарить бумагу  и отпечаток принтера современными средствами, которые можно найти на любой кухне. Наша подопытная бумага: Lomond A4 Mate Inkjet paper (плотность 230 г на квадртный метр) + прозрачная пленка Xerox для проектора, фотошоп CS2, лазерный принтер.

Для старения бумаги я решил использовать следующую продукцию : 
 


Китайский плиточный ферментированный чай (уже измельченный). Очень крепкий, кстати, хороший хороший на вкус, при правильном заваривании по технологии – для старения самое то: он дает необходимые разводы, так называемые «лисьи пятна», и хорошо проникает в структуру бумаги. Буржуйский напиток «Кока-кола»: известно, что он обладает некими «очищающими свойствами» из-за ортофосфорной кислоты: может даже отчистить ржавчину, а нам он нужен для повреждения бумаги и ее сморщивания. Серная мазь – мегавещь спасающая от кожных заболеваний за 4 рубля: ее можно применять для наведения патины на металлах, но, конечно, у нас не металл, но на бумаге она тоже действует, придавая ровную желтизну и легкую «ржавчину». Мазь, газировка и чай – первая аццкая смесь.

Второй состав: что-то вроде химреактива на основе соли, соды, грудного сбора №4 (ромашка там всякая…): полный состав раскрывать не буду, это, так сказать, авторская добавка – после применения отпечаток получится слегка выгоревший и прибавит ощущения времени особой контрастностью некоторых деталей. Посуду советую использовать не столовую – не уверен, что приготовленные составы хороши на вкус, хотя ничего опасного в них вроде как нет. Перчатки чтобы не оставлять следов грязных рук на бумаге. Бутылочка отличного белого пива «Oettinger Weiss» чтобы не скучно было во время ожидания :)

Сам процесс:

1) Обрезаем изображение в редакторе – оно больше чем A4. Печатаем первый раз – получаем обычное изображение на белой бумаге, но в фотошопе предварительно срезаем все надстройки с кораблей, чистим все небо, а сама печать почти прозрачная, масштаб делаем слегка меньше. Зачем это надо: мне не очень хочется, чтобы само изображение было с сильными желтыми пятнами и покорежено. Вот примерно то, что мы отпечатали (первый отпечаток должен был чуть видим, такой как внизу не годится):


2) Из прозрачной пленки для оверхед-проектора вырезаем вот такую маску - она должна быть чуть больше силуэтов кораблей.  Примерно так это выглядит (снимок с неправильной контрастностью, иначе пленку, она закрешена красным маркером, не видно)


Ей закроем наш полупрозрачный отпечаток силуэтов кораблей. Дальше начинаем обрабатывать бумагу: берем наш чайный раствор, смешиваем его с газировкой + немного серной мази. Размешиваем (главное не выпить :) до полного растворения мази. Теперь секрет: газировка должна быть слегка теплой и «выветрившейся» от газа: даем ей постоять пару часов в стакане, иначе бумагу сильно разъест. Наливаем все это в хитрое устройство под названием пульверизатор и с метрового расстояния сверху-вдоль, состав будет моросью попадать на бумагу, опрыскиваем фотографию. Как только появятся нужные нам темные желтые пятна (можно просто прыснуть с близкого расстояния в нужные места), прекращаем процесс. А внизу листа, где будет Балтийское море можно пройтись губкой, слегка смоченной в составе – для равномерного желтого оттенка времени на всем листе. Желательно все это делать не возле мебели, кафельной плитки – исключительно плохо удаляется с поверхности. Еще один секрет: при опрыскивании бумагу надо фиксировать малярной лентой: ее не будет очень сильно коробить, иначе принтер потом может зажевать мятую бумагу. После всей процедуры даем время хорошо подсохнуть – есть риск убить головку принтера при печати.

3) Печатаем изображение второй раз уже в полном масштабе, полностью и без прозрачности. Очень важно правильно зафиксировать бумагу при повторной печати (к сожалению, не всегда получается), иначе в результате вот такие мистические «летучие голландцы»: 
 


Если области печати совпали, то мы получим уже практически итоговый отпечаток. Даем ему слегка подсохнуть. Наш задача не получить убитый снимок – поэтому гнуть и мять бумагу специально не будем.

4) Теперь используем наш второй состав-настой на основе соли, соды и трав + добавки: его нужно совсем не много, разводим, даем настояться и кладем туда мелкую художественную кисть на пару часов, вынимаем, сушим – кисть, если она была белая, станет черной и сухой от получившегося порошкообразного осадка. Кистью проводим по особо темным местам (дыму) и по контурам – такая обработка даст контраст за счет сочетания трав и ********. Кисть не мокрая и чернила не потекут. Теперь, стараясь не стряхнуть ничего с бумаги, кладем отпечаток в духовку, уже разогретую до температуры 80-100 градусов минут на пять: это нужно для закрепления второго порошкообразного реактива, а под воздействие относительно высокой температуры чернила принтера, покрытые вторым составом, выгорят (мы же не только бумагу обрабатываем, но и изображение) – снимок не будет выглядеть свежим. Через 5 минут вынимаем, разглаживаем, стряхиваем остатки порошка (возможно на краях отпечатка появятся черные следы), но их скроет паспарту. Наслаждаемся состаренным отпечатком. 
 

 

 


В раме под стеклом с правильно подобранным паспарту снимок неотличим от действительно старой фотографии: 
 


И несколько деталей – обратите внимание на структуру бумаги и необычный контраст:
 


Составы бывают разные: на разных составах чая, кофе, на хорошем жирном молоке, даже на сметане или майонезике – при нагреве жирные молочный продукты становятся коричневыми, о чем хорошо знал Володя Ульянов, когда писал письма из тюряги. А вот к чему приводят эксперименты с открытым огнем, то есть со свечкой: 
 


Загублен «Святой Пантлеймон». А фиолеотовый налет - это "ржавчина" от перегретой серной мази.

Если кто из камрадов заинтересовался такими отпечатками, то я с радостью готов сделать интересные фотографии со старением (у меня большая коллекция). О вознаграждении договоримся: мой труд и околонаучные опытные изыскания, вредная работа с «Кока-колой» – так и хочется выпить + составные части реактива и чернила тоже денег стоят :) Фотошопа и корелдров тут фактически нет – только кадрирование снимка и изменение баланса яркости/контраста. Суть скрыта именно в специальной обработке бумаги и итогового отпечатка.

ЗЫ Все описанное – херня и развод. Составы я использую, но они кое-где не совпадают с описанным – при описанной обработке, скорее всего, чернила просто стекут :) Enjoy :) 
 

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: morgen_schtern
2010-02-01 03:24 pm
Ну ей Б-гу!
До сих пор выпускают фотобумагу коричневого колора!
Сам видел в продаже. И кстате не глянцевая...

Edited at 2010-02-01 15:25 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vanchez
2010-02-01 03:43 pm
Это не то - отпечаток выглядит все равно новым, хоть бумага будет желтой или даже фиолетовой.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: morgen_schtern
2010-02-01 08:01 pm
Так ручками надо, ручками...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vanchez
2010-02-01 08:27 pm
Все равно это не то: старые фотографии печатались на самой обычной белой фотобумаге и я, как бы, ускоряю процесс старения бумаги этими самыми ручками, делая ее выцветшей, слегка загрязненной (куда же без этого? :), а печатать выгоревшей.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: morgen_schtern
2010-02-01 08:39 pm
Верю
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: curly_creature
2010-02-02 03:01 pm
Один мой знакомый учился в школе при Суриковском училище. Когда ездил в Питер рисовать этюды, покупал капуччино и тонировал им листы из блокнота.

Цели от твоих несколько отличны, но результат был очень хороший.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vanchez
2010-02-02 06:18 pm
Наши цели ясны, задачи определены... (с)
А в чем они различаются?))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: curly_creature
2010-02-02 06:21 pm
Ну, представь: школьник в Питере, рисует.
Ему нужен ровный фон, дешевый способ получения, быстрое высыхание, эстетическое удовольствие и удовлетворение.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vanchez
2010-02-02 06:29 pm
Я ради удовлетворения своих мореманских эстетических потребностей и начал экспериментировать :) Тонские листы, кстати, даже от простого кофе или заварки приходят в совсем "не айс" состояние. Лучше всего картон, даже фотобумагу легко прохимичить до дыр.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: curly_creature
2010-02-02 07:41 pm
Понимаешь, твои корабли никуда уже от тебя не уплывут, а вот питерские анфилады, заборы, зефиры и амуры моего знакомого уезжали на вечернем поезде СПб-Мск, у тебя большое преимущество в плане затрачиваемого времени.

Естественно, у него папка с плотными листами для рисования!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vanchez
2010-02-02 08:05 pm
Сабжевый распечаток уже готовится к отбытию в город Ульяновск, родину "Патриота" и "Буханки" :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: curly_creature
2010-02-02 08:16 pm
Мы с тобой умные люди и понимаем, что имеем ввиду!
Сколько бы ты их не отправил в свободное плавание, они всегда будут пришвартованы на твоем жёстком диске.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vanchez
2010-02-02 08:41 pm
Да, к счастью или к сожалению) И вообще это некорректно сравнивать авторскую работу твоего друга и мои "подделки-копии под старые фотографии" Ж)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: curly_creature
2010-02-02 08:58 pm
Да нет, почему-же.
Вам обоим надо было изменить цвет бумаги. Тебе - поверх картинки, ему - до начала ее появления.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vanchez
2010-02-02 09:05 pm
Мне тоже до начала появления, а второй раз уже поверх) Просто у него это именно произведение искусства, а у меня так, развлекуха)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-05-04 03:40 am

seomaestro

Шикарный пост! Очень понравился)
(Ответить) (Thread)